Митахара однако ☝️ МАТРА – ПРАВИЛЬНАЯ МЕРА В ЕДЕ. ЧАСТЬ 2 В этой части речь пойдет о прикладной стороне вопроса: как определить надлежащее количество пищи? Нужно заметить, что это едва ли можно сделать, опираясь на сторонние советы, даже врачебные, поскольку критерием матрапраманы служат субъективные ощущения и индивидуальные реакции. Однако каждому человеку следует научиться оценивать свою правильную меру с помощью самонаблюдения, чтобы поддерживать себя в здоровом состоянии. Раскрывая понятие матрапраманы, «Чарака-самхита» устанавливает связь между здоровым состоянием, количеством съеденной пищи и силой пищеварения. sūtrasthānam - 5. mātrāśitīyō'dhyāyaḥ yāvaddhyasyāśanamaśitamanupahatya prakr̥tiṁ yathākālaṁ jarāṁ gacchati tāvadasya mātrāpramāṇaṁ vēditavyaṁ bhavati||4|| «Ведь такое его (человека, принимающего пищу) количество пищи, которое, будучи съеденным, не представляет вреда для пракрити (здорового состояния), и в положенный срок переваривается, должно быть известно, как то, что является его (человека, принимающего пищу) правильной мерой». Несколько моментов требуют разъяснения: Слово пракрити в контексте шлоки означает не природную конституцию, а нормальное состояние, самочувствие, свойственное здоровому человеку. Комментатор, Чакрапани, поясняет: «пракрити значит вата и прочие доши, раса-дхату и прочие ткани организма находятся в самья-авастхе»; то есть в состоянии, в котором нет внутренних причин для наступления нездоровья, зарождения болезни – викрити. Количество, которое «в положенный срок переваривается», означает, что процесс переваривания принятой пищи завершается к моменту ее следующего принятия. Во времена, когда писался данный текст, было принято двухразовое питание, соответственно, все, съеденное в первой половине дня, должно было перевариться к моменту вечернего приема пищи. Теперь можно сформулировать основную идею: человек должен съедать такое количество, чтобы при свойственной именно ему силе пищеварения оно переваривалось ровно к следующему приему пищи (не раньше, не позже), и при этом не нарушалось его нормальное, здоровое состояние. Однако, природа продуктов разная, поэтому далее Чарака пишет: na ca nāpekṣate dravyaṃ…||7|| – «Не так (не верно), что матра не зависит от субстанции», имея в виду, что мера должна оцениваться в разрезе продуктовых групп. И хотя видов пищевых продуктов очень много, для целей определения правильной матры их делят на две категории – тяжелые и легкие. Аштанга-хридая-самхита, Сутрастхана, гл.8: mātrāṁ dravyāṇyapēkṣantē gurūṇyapi laghūnyapi||1|| «В матре учитываются дравьи (здесь продукты), тяжелые ли, легкие ли (по природе)». А именно принимаются в расчет тяжесть или легкость продуктов с точки зрения переваривания: первые перевариваются дольше, вторые – быстрее. Исходя из этой разницы «Чарака-самхита» формулирует ориентир, идеальную меру, для обоих категорий: CS, sūtrasthānam - 5. mātrāśitīyō'dhyāyaḥ …dravyāpēkṣayā ca tribhāgasauhityamardhasauhityaṁ vā gurūṇāmupadiśyatē, laghūnāmapi ca nātisauhityamagnēryuktyartham||7|| «И в зависимости от продуктов, для тяжелых предписывается – третья часть либо половина от полного насыщения, а для легких – чтобы не было избытка в насыщении, сообразно пищеварительному огню». Очевидно, что для следования такой рекомендации важно развить тонкость ощущений. Кроме того, для правильной оценки свой меры недостаточно однократного наблюдения; должна быть повторяемость результата в жизненном эксперименте, который человек ставит над собой ежедневно, садясь за стол. Тогда, внимательно относясь к собственному опыту, можно найти свою личную матрапраману. Подробнее о легких и тяжелых продуктах, и о том, что делать тем, кто не понимает, как распознать полное насыщение, а тем более половину или треть от него, мы расскажем в наших следующих постах! ЧАСТЬ 1 Мы в Телеграм – https://t.me/ayurvedika_ru #аюрведика #аюрведа #диетология #размерпорции #правилапитания #аюрведическаядиетология #едаиздоровье

Теги других блогов: митахара матра правильная мера